Москву часто называют русскими из всех городов России. называют самым русским из всех городов России. Тысячи памятников истории и культуры, олицетворяющие богатейшее прошлое столицы, составляют ее неповторимый силуэт. Москва прошла многовековой путь от маленького деревянного поселения до современного мегаполиса и, естественно, многоликость города - главная его архитектурная особенность.

Неотъемлемой частью московской застройки являются удивительные по своему разнообразию памятники деревянного зодчества, без которых невозможно полностью представить и оценить архитектурно-художественный облик столицы. К сожалению, их осталось не так много, некоторые еще находятся в неудовлетво-рительном состоянии, но москвичи активно занимаются их реставрацией. На протяжении последнего десятилетия Московское правительство осуществляет крупномасштабные работы по реконструкции и сохранению историко-культурного наследия города. С 1993 года в столице проводится ежегодный правительственный Конкурс на лучшую реконструкцию, реставрацию, воссоздание памятников архите-ктуры и других объектов историко-градостроительной среды. В этом Конкурсе могут участвовать любые отечественные и зарубежные организации, фирмы и специалисты: проектировщики, реставраторы, дизайнеры, строители, инвесторы и др. Около 250 объектов стали победителями в состоявшихся уже восьми Конкурсах. Среди них, безусловно, и памятники деревянного зодчества. Один из первых лау-реатов Конкурса 1993 года - деревянный одноэтажный с мезонином жилой дом начала XIX века в Большом Афанасьевском переулке, 8-10. Он является типичным для деревянной застройки Москвы того времени. Здесь в 1835-1837 гг. жил поэт и философ Н.В.Станкевич.

После проведения полного комплекса реcтаврационных работ здание приспособлено под учебное заведение дл Дворцово-парковый ансамбль "Кусково", древнейшая вотчина графов Шереметевых, - уникальный памятник русской художественной культуры XYIII века году деревянный дворец усадьбы стал также лауреатом Конкурса "Реет В 1994 году восстановлен особняк XIX века в Денежно/и переулке, 11 строен в стиле классицизма, с пышным декором. Карниз фронтона под ют шесть небольших кариатид. Возрожденный памятник в настоящее ипользуется под офис и поистине является украшением переулка. Редким образцом деревянной архитектуры послепожарной (1812 г.) можно назвать жилой дом начала XIX века (Зубовский бульвар, 15, стр тором одно время проживал академик В.И.Вернадский. Реставрация осо да сложности продолжалась около 10 лет, и в конечном итоге дом был о рирован с воссозданием интерьеров и сохранением всех элементов г ампира.

Этот объект является лауреатом Конкурса "Реставрация" 1997 i В 1998 г, дипломантом конкурса "Реставрация" стала бывшая городская ' Хрущевых-Селезневых (ныне Государственный музей А.С.Пушкина), преде щая собой один из лучших и наиболее полно сохранившихся образцов ам жилой застройки Москвы. Нельзя не отметить большую заслугу в воссс этого памятника мэра Москвы Юрия Лужкова и директора музея Евгения ( рева. Реставрация и реконструкция интерьеров музея, необыкновенные интереснейшие решения по приспособлению здания к современной жизни - все это преобразило старую усадьбу в волшебный дворец, который является настоя-щей гордостью москвичей, помогает узнать пушкинскую Москву многим и многим гостям, а, главное, нашим детям.

К победителям Конкурса "Реставрация-1998" относится также дом Лошаковского-Всеволожского по ул. Остоженка, д.49 - образец подлинного ампира, строение, наиболее характерное для "уютной" застройки этого района Москвы XIX века. Памятником архитектуры зрелого классицизма XVIII-XIX вв. является загородный дом графа Орлова, так называемая "Голубятня" (2-й Верхне-Михайловский пер., д.2), по преданию, и построенный как голубятня. При реставрации была сохранена необычная форма здания, круглые планы 2-го этажа и бельведера. В настоящее время в доме размещается клуб "Граф Орлов". Это здание поражает своей необычной "воздушной1" архитектурой. В 1999 году был восстановлен жилой двухэтажный дом XVIII-XIX вв. в стиле ампир главный дом в дворянской усадьбе Арсеньевых (ул. Б.Ордынка, 45). Здание привлекает к себе внимание завершенностью фронтона, арочными окнами, высоким мезонином. Десятилетия ждал реставрации уникальный памятник московского классицизма жилой дом М.Я.Протковой (ул. Садовая-Кудринская, 15) - ныне лауреат Кон-курса "Реставрация-2000", один из немногих памятников, сохранившихся после московских пожаров. Высокий уровень работ по интерьерам выделяет его среди других дипломантов Конкурса. Благодаря истинному желанию Московского правительства сохранить историко-культурное наследие столицы и высочайшему уровню реставрации, осуществля-емой профессионалами, деревянная Москва не ушла из жизни города, а значит из нашей с вами жизни.

Все что написано в этой статье могло бы порадовать всех москвичей безмерно, ес-ли бы не существовали совсем другие объекты, федеральные, невольно вызывающие мысли о судьбе, которая благоволит к одним памятникам и абсолютно равнодушна к другим. Легко произнести это слово "судьба", и как бы никто не виноват! Однако, увидев на улице Казакова "полуздание", оставшееся от памятника архитектуры, построенного для графа А.К.Разумовского и сохранившееся в послепожарной Москве, хочется спросить, кто отвечает за этот вандализм, почему Министерство культуры РФ не бьется за спасение столь уникального произведения русского зодчества, так же как и деревянных памятников но Вологодской земле, в Тверской, Мурманской и других областях? (Об этом подробно рассказано в статьях И.Н.Шургина).

Видимо, до настоящего времени в "знаменитом" Министерстве культуры РФ либо еще не нашелся тот чиновник, который может взять на себя ответственность и, с привлечением специалистов-профессионалов, не на словах, а на деле организовать специальную службу по сохранению памятников деревянного зодчества России, либо Министерство культуры не считает деревянное зодчество уникальным наследием Руси, достойным сохранения, либо, как всегда, появляется единственная непреодолимая причина - отсутствие средств. Выходов может быть множество. Прежде всего хотелось бы посоветовать не отнимать деньги у одних памятников, спасая другие. Скорее здесь можно предло-жить проведение Конкурса "Реставрация", опыт которого показывает, что тот, кто хочет делать дело, делает его. Было бы желание и люди, а деньги найдутся. Восточная мудрость гласит: "Кто хочет сделать дело - находит средства, кто не хочет делать ничего - находит причины".

Данный сборник объединяет статьи специалистов, работающих в уникальной области сохранения и реставрации деревянного зодчества. Надеемся, что эта книга будет представлять интерес не только для профессионалов, но и для широкой публики. Для некоторых она, возможно, прибавит новые штрихи к архитектурному портрету России в целом и Москвы в частности, а для многих - впервые обозначит проблемы исчезающих шедевров российского деревянного зодчества.

Сайт управляется системой uCoz