Дерево- материал значительной части культурного наследия России. Храмы, жилища, крепостные стены и башни, сани и кареты, простая домашняя утварь и роскошная мебель, детские игрушки и ещё многое другое делалось в прошлом из дерева.

Наиболее самобытную и высокохудожественную часть этого богатого наследия составляют сохранившиеся памятники деревянной архитектуры; в первую очередь - церкви, большинство которых относится к XVII - XVIII вв., но некоторые есть и XV - XVI столетий.

При всем своем архитектурном многообразии отечественные деревянные постройки имеют одинаковую конструктивную основу - сруб из горизонтально уложенных бревен. Эта конструкция в корне отличается от фахверка германских построек или ставконструкций норвежских церквей. Именно срубная строительная техника позволила нашим предкам создать такие архитектурно совершенные монументальные сооружения, как шатровая Успенская церковь 1674 г. в селе Варзуга Мурманской области, многоярусная Иоаннопредтеченская церковь 1696 г. в Ширковом погосте Тверской области, двадцатидвуглавый Преображенский собор 1714 г. на острове Кижи в Карелии, пятишатровый Троицкий храм 1727 г. в селе Нёнокса Архангельской области. Эти и подобные им памятники - национальный российский вклад во всемирное архитектурное наследие. Прекрасные образцы художественной обработки дерева - декоративной резьбы и скульптуры - наполняли церковные интерьеры. Обрамление высокого иконостаса и киоты отдельных икон, клиросы и аналои, свечные ящики и напольные подсвечики, пристенные лавки и переметные скамьи, - все эти предметы в XVII-XVIII вв. щедро украшались резьбой, раскрашивались или покрывались позолотой. Благодаря тому, что при изготовлении внутреннего убранства в основном применялись те же конструктивные и декоративные приемы, что и при строительстве, интерьеры деревянных церквей обладали удивительным архитектурно-художественным единством.

В сельской местности основную массу жилых и хозяйственных построек рушили сами крестьяне. Для них деревянное строительство было столь же привычным делом, как и вся повседневная крестьянская работа. Часто один и тот же человек, сам хозяин, ставил дом, изготовлял мебель, резал посуду и т.д. Вследствие этого многие деревянные избы стали целостными архитектурно-художественными памятниками, произведениями истинно народного творчества. С древности до начала XX в. широко распространённые во всех слоях русского общества от царского двора до крестьянской усадьбы, постройки и бытовые изделия из дерева вместе с тем всегда оставались и наиболее уязвимыми для времени: пожары, небрежение, забвение, - причины этому. В результате до наших дней сохранились только драгоценные остатки былого деревянного богатства. В социально-экономических обстоятельствах сегодняшней России деревянные памятники, особенно их архитектурная часть, оказались под угрозой исчезновения. Цель настоящего издания - привлечь внимание широкой общественности к красоте, истории и судьбе уникальной, демократичной и многообразной ветви отечественного наследия - произведениям деревянной архитектуры.

Сайт управляется системой uCoz