Материалы археологических раскопок и рисунки иностранных путешественников - современников бытования сохранившихся в земле предметов - дают возможность только гипотетически представить облик древних построек Москвы. Однако у людей начала XXI в. еще осталась возможность увидеть в реальности отдельные строения XV - XVI веков. Эти архитектурные памятники стоят в селениях Северного края России.

Весьма вероятно, что они сохранили признаки московского деревянного зодчества, ибо были срублены уже в период существования единого Московского государства.

Древнейшие из сохранившихся построек - деревянные церкви. Бог уберег их от "пожигания молнией" и других стихийных бедствий, а люди сумели сохранить именно к ним благоговейное и заботливое отношение на протяжении столетий. В 1880-х oодах над церковью Лазаря в Муромском монастыре даже был построен новый деэевянный храм, с целью защитить святыню от вредных атмосферных воздействий. 3 конце 1950-х годов в судьбу древнейших памятников вмешались реставраторы.по проекту Б.В.Гнедовского в 1958 г. церковь Ризположения (1485 г.) из села Бородавы была перевезена и отреставрирована ни свободной территории Кирилло-Белозерского монастыря, А.В.Ополовников по своему проекту в 1959 - 1960 годах осуществил перевозку и реставрацию на острове Кижи церкви Лазаря из Муромского монастыря. Эти две церкви, по всей вероятности, дают представ-ление также о том, как выглядели первые храмы в глуши бескрайних северных лесов. Подобные им по архитектурно-строителыным признакам постройки издревле назывались "клетскими". С таких церквей начинались великие северные святыни-монастыри Кирилло-Белозерский и Соловецкий, не говоря о множестве других. В крестьянских же селе-ниях храмы клетского типа ставились до конца XVIII в.

Церквами из Муромского монастыря и из села Бородава не кончается ряд сохранившихся памятников конца XV - XVI веков. Один из ранних этапов архитектурного развития клетских храмов представляет также Георгиевская церковь (1495 г.) в селе Юксовичи Ленинградской области. Ее сруб с продольных сторон несет по два симметричных уступа с повалами, которые служат основанием двускатной кровли. Наиболее убедительное доказательство древности этих трех памятников содержат их интерьеры. Обращает на себя внимание архаичность перекрытий. В алтаре и притворе Лазаревской церкви потолков нет совсем - интерьер открыт до самой кровли. В помещении для молящихся церкви Ризположения устроен двускатный потолок, причем в поперечном направлении к продольной оси здания. В Георгиевской церкви алтарь перекрыт двускатным потолком по продольной оси. В XVII в. и позднее двускатные потолки в храмах уже не встречаются, за исключением трапезных. Церковь в Юксовичах теперь - старейшая клетская постройка с уступчатым завершением. В XVI - XVII веках такой композиционный прием, видимо, был доста-точно широко распространен в пределах Новгородчины и северных областей Московского государства. Похоже на кжсовичскую церковь устроено завершение Никольского храма (XVII в.) из села Тухоля, перевезенного и отреставрированного Л.Е. Красноречьевым в музее 'Витославлицы" под Великим Новгородом, и еще некоторых других. Летописи донесли до наших дней свидетельства не только о небольших клетских церквях, но и о монументальных сооружениях, соперничавших в представитель- ности с каменными храмами.

Дубовая Святая София по словам летописи, была"о тринодцоти верхах", то есть главах. Больше никаких сведений о ее архитектуре история не сохранила, поэтому можно только предполагать, как выглядел храм в действительности. До недавнего времени исследователи не воспринимали буквально и сообщения летописей о храмах *о двадцати углах". В северном зодчестве широко были распространены только восьмиугольные срубы - так называемые восьмерики с пирамидальным завершением-шатром, Старейший из них (восьмериком от земли) сохранился под Архангельском - это Никольская церковь (1589 г.) в селе Лявля. Однако в последние годы археологами доказано существование в период домонгольской Руси "круглых" зданий - двадцатиугольных и т.п. Реальным напоминанием о существовании в далеком прошлом такой конструкции сруба остался только один памятник - Воскресенская церковь (1653 г.) в селе Важины Ленинградской области. Ее средняя часть срублена десятиугольной от земли, и первоначально она завершалась, вероятно, шатром, который в XIX в. был заменен имитацией купола. Другого типа храм, подобный одному из летописных, с XVI в. сохранялся в Алек-сандро-Куштском монастыре Вологодской губернии. Это - Успенская церковь, которая построена по типу "крещатого сруба", несущего шатровый восьмерик. В начале 1960-х годов памятник был перевезен на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, где был отреставрирован по проекту Б.В.Гнедовского. Эта же церковь осталась теперь самой древней из обладающих шатровым завершением. Близка ей по типу и древности Успенская церковь (1520-е - 1530-е, 1690-е годы) из села Передки, перевезенная и отреставрированная Л.Е.Красно-речьевым в музее "Витославлицы'1' под Великим Новгородом.

В "Витославлицах" находится и старейший храм типа восьмерик на четверике I с шатровым завершением - Успенская церковь (1595 г.) из села Курицко. Два других экспоната музея представляют различные варианты развития клетских , 1 храмов: Успенская церковь (1599 г.) из села Никулино и Никольская (1642 г. из села Мякишево. Все эти памятники возвращены к жизни Л.Е.Красноречьевым. 1 Древнейшие храмы-памятники сохранились до наших дней в основном в удовле-творительном состоянии, благодаря заботливому отношению к ним в прошлом, а также вниманию и трудам энтузиастов-реставраторов наших дней: А.В.Ополов-никова, Б.В.Гнедовского, Л.Е.Красноречьева.

А.В.Ополовников - известный исследователь деревянной архитектуры, руково-дитель реставрационных работ на таких замечательных памятниках деревянной архитектуры России, как Кижский погост, Успенская церковь в Кондопоге, Успенский собор в Кеми и многие другие. Инициатор создания и автор проекта музея-заповедника "Кижи" - первого в России после Великой отечественной войны му-зея под открытым небом. По его проекту перевезена и восстановлена в этом музее церковь Лазаря (1483 г.) из Муромского монастыря в Заонежье - древнейший сохранившийся деревянный храм на территории России. А.В.Ополовников - автор ряда высокохудожественных монографий об отечественном деревянном зодчестве, иллюстрированных его же чертежами и фотографиями. Б.В.Гнедовский исследовал деревянные памятники и занимался их реставрацией в одно время с А.В.Ополовниковым, а иногда и совместно с ним (например, церкви Иоанна Богослова (1687 г.) на реке Ишне Ярославской области). По проектам Б.В.Гнедовского отреставрированы многие из древнейших храмов России: Ризпо-ложения (1485 г.) из села Бородава и Успения Богоматери (начала XV в.) из Александро-Куштского монастыря Вологодской области, а также многие другие в Во-логодской, Кировской, Пермской областях и на Северном Кавказе. Б.В.Гнедовский - создатель Музеязаповедника "Малые Корелы" под Архангельском и ру-ководитель авторского коллектива по проектированию Музея-заповедника "Сибирская ссылка В.И.Ленина в селе Шушенское" Красноярского края - первого музея под открытым небом в Сибири.

Л.Е.Красноречьев - один из ведущих исследователей и реставраторов деревянного зодчества Новгородчины. Автор проекта и руководитель всех работ по формированию музея под открытым небом "Витоспавлицы* под Новгородом. Только благодаря проведенным им исследованиям и осуществленной реставрации памят-ников в этом музее теперь можно увидеть яркое своеобразие новгородской шко-лы деревянного зодчества. Открытия Л.Е.Красноречьева в области деревянной архитектуры еще ждут осмысления и использования в науке, в частности, при ре-шении актуальной задачи - написании истории русского деревянного зодчества.

Сайт управляется системой uCoz