Cправедлива старинная народная поговорка:

"Не вдруг Москва строилась".

При этом долгие века своей ранней истории Москва строилась сплошь деревянной.

Несмотря на многие вражеские нашествия и другие бурные события истории, земля сохранила подлинные вещественные следы крепости Юрия Долгорукого. При раскопках на месте Кремлевского Дворца в многометровой толще напластований археологи обнаружили сложные конструкции XII в.: могучие мореного дуба бревна с поперечными сучковатыми крюками, которые как якоря удерживали эти облицовки песчаного вала "града древяна". Впоследствии - уже в XIV в. новую крепость "в едином дубу" построил Иван Калита. В Кремле и Зарядье, в Занеглименье и Замоскворечье при крупномасштабных раскопках, связанных с современной реконструкцией исторического центра, археологи на десятках объектах прослеживали многочисленные бревенчатые подклеты, срубы домов, колодцы. Наряду с "курными избами" рядовых москвичей выявлены причудливой архитектуры боярские хоромы и деревянные храмы. На усадьбах, огороженных частоколом, обнаружены бревенчатые по-греба и в них зарытые в землю бочки, неотъемлемая часть всего деревянного быта древней Москвы. Кстати, сами-то слова "древность", "издревле" тоже происходят от слова "деревянный". Деревом были вымощены проезжие трассы больших мостовых улиц. Деревянные мостовые покрывали Тверскую и Никольскую, Волхонку и Знаменку.Деревянные мостовые в Кремле у соборной площади в самом ядре исторического города проходили ужев ХI в. А на улице Ильинке у Красной площади таких мостовых оказалось 23 яруса: они последовательно настилались и сменяли таким образом друг друга. Через многочисленные реки и речки в Москве были переброшены деревянные, державшиеся на сваях мосты. Некоторые из них были весьма протяженными, например, мост через реку Неглинную, на месте современной Театральной площади, начинался у Охотного ряда и кончался у Пушечного двора, на месте которого теперь магазин "Детский мир". Мосты были или "горбатыми" или пологими, а при въездах на них стояли часовни или кресты.

Бичом деревянного города были пожары, не однажды полностью испепелявшие древнюю столицу. И всякий раз город поистине как легендарная птица Феникс "вос ставал из пепла". Разгадка быстрого восстановления Москвы заключается в ос бенностях её исторического деревянного домостроения. С давних времен в Москве зародилось примечательное явление: массовое изготовление и продажа готовых сборных домов, которые легко и быстро собирались и разбирались. Привозка, установка дома происходила в 1 -2 дня. На Лубяном рынке у стен Белого Города, рас полагавшегося выше нынешней Трубной площади, кроме различного вида готовых домов продавались и части строений, от крупных и до самых мелких: окна, двери, ле стницы, переходы, крыльца. Для возведения таких домов использовался строевой лес, главным образом, выдержанные дуб и сосна, причем для стен употреблялись бревна в обхват почти 3/4 метра. Еще более крупные бревна шли на фундаменты, состоявшие из могучих лежней на сваях. Иностранные путешественники не раз отмечали, что дома в Москве обычно состоят из столовой, кухни и спальни; по вместимости они просторны, но не огромны и не чересчур низки. Англичанин Джильс Флетчер писал, что "дома их деревянные построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между бревен кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах), для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со дворо или с улицы. Деревянная постройка для русских, повидимому, гораздо удобнее, нежели каменная, потому что в последней больше сырости, и они холоднее, чем деревянные дома". Иностранцы восхищались изяществом архитектуры московских хором и церквей. А вершиной деревянного зодчества XVII в. стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который на Руси называли "осьмым дивом* света. И это было поистине удивительное разномас-штабное теремное сооружение из 270 комнат с 3000 окон, наличники которых украшала'изящная художественная резьба. Над дворцом возвышались шатровые верха причудливой формы, сверкавшие позолотой.

Основным орудием плотников, строивших и избы, и дворцы, был топор. Именно топором, по выражению Льва Толстого, русский мужик мог и дом срубить, и ложку вырезать. Наряду со многими топорами при раскопках в Москве найдены также особые инструменты - ложечники. Кроме того обнаружены и другие инструменты резчиков по дереву: тёсла, скобели, долота, буравы. Множество предметов необходимых в быту изготавливалось на токарном станке. Сырьем при этом служили кок местные породы дерева: сосна, берёза, липа, - так и привозные, такие кок самшит и кипарис. Образцы деревянной посуды: миски, тарелки, ковши, черпаки, ложки, - являются характерной находкой в культурном слое Москвы. А такие находки, как гребни для расчесывания, прялки, веретена были особенно многочисленны при рас-копках в Замоскворечье, где в Кадашевской слободе жили и работали ткачи. Не раз в Москве были отмечены находки высокохудожественных деревянных нательных крестов и шахматных фигур, поистине шедевров прикладного искусства. К "лесному товару" москвичи причисляли также "бочарные" и "лапотные* изделия. На лубяных рынках в изобилии продавали коромысла, вальки для выколачивания белья на реке и такие необходимые для московской зимы предметы кок сани, салазки и лыжи. Весь этот ассортимент плотничных работ или, как говорили тогда "щепной товар", сохранила толща культурного слоя Москвы - подлинная "кладовая" ее истории.

Сайт управляется системой uCoz