В обширном списке памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО деревянные архитектурные ансамбли или отдельные сооружения составляют не более десятка. Входящие в их число храмы находятся в основном в Норвегии и Румынии. Деревянная архитектура России представлена в этом списке только одним памятником - Преображенской церковью на острове Кижи.

Вместе с тем многие отечественные церкви - самые крупные в Европе деревянные сооружения. В результате коллективного творчества мастерастроителя (архитектора и плотника в одном лице) и заказчика - крестьянского "мира" (общины) на Севере создавались шедевры деревянного зодчества, не имеющие аналогов в мировой архитектуре. Многовековой непрерывный опыт строительства позволял достигать совершенства и красоты формы в разных типах деревянных храмов. Наиболее представительные и архитектурно совершенные из них были созданы в последней четверти XVII - XVIII веке.

Один из древнейших типов - восьмерики от земли с шатровым верхом представляет Никольская церковь (1696 г.) в селе Согинцы Подпорожского района Ленинградской области. Величественный храм избежал значительных переделок. Интерьер его восьмерика украшают два фигурно обработанных столба с резными кронштейнами, подпирающие балку потолка. Такой архитектурно-художественный прием известен в трапезных, для церковных же помещений он уникален. Восьмерик, несущий шатер, на четверике, имеющем одинаковые прирубы по сторонам - этот, распространенный на Севере в XVII в. тип, представляет Успенская церковь (1674 г.) в селе Варзуга Терского района Мурманской области. Ее архитектурный образ удивительно схож с кирпично-белокаменной церковью Вознесения (1532 г.) в царском селе Коломенском.

В разных вариациях ярусного типа храмов, новейшего для того времени, созданы два замечательных памятника. Один из них - широко известная Преображенская церковь на острове Кижи. Другой памятник - церковь Иоанна Предтечи (1697 г.) в селе Ширково или Ширков Погост Пеновского района Тверской области. Подобный ей храм в городе Торжке (предшественник ныне существующего) в XVII в. привлек внимание голландского путешественника и ученого Николаса Витсена. Бесспорно, к выдающимся архитектурным произведениям принадлежат также пятишатровый Троицкий храм (1727 г.) в селе Ненокса и церковь Дмитрия Солунского I (1784 г.) в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области. Такие храмы строили не рядовые крестьяне, владевшие топором, но специализированные артели мастеров-плотников, по средневековой традиции, ходившие от одного заказчика к другому. Не случайно эти храмы рубились в больших и богатых селениях - оплатить творчество и труд мастеров-профессионалов могли только состоятельные общины. Примеры Варзуги, Кижского погоста, Неноксы и др. убеждают в том, что сохранившиеся выдающиеся храмы возникли не вдруг, но достойно завершили длинный ряд своих предшественников, в течение веков строившихся на тех же местах. Архитектурно выдающиеся храмы-памятники - вещественные символы высокого уровня культуры народа в прошлом и одновременно достойный вклад России во всемирное культурное наследие. Их утрата недопустима.

Сайт управляется системой uCoz