Разрушение и исчезновение деревянных произведений архитектуры грозит превратиться в непрерывный, все более ускоряющийся процесс. Причина в том, что подавляющее большинство существующих памятников уже долгое время находится в аварийном состоянии. Кроме того, вследствие резкого свертывания реставрационных работ в 1990-е годы (при недостаточной интенсивности и в предшествующие десятилетия) многие памятники, приведенные в порядок в период 1960-х - 1970-х годов, вновь стали нуждаться в реставрации.

В начале XX столетия существовало несколько десятков архитектурных ансамблей из двух церквей и колокольни. Теперь, после пожара в Верхней Мудьюге их осталось только четыре: один, широко известный - в Республике Карелия, на острове Кижи, остальные - в Архангельской области, в се-лах Ненокса, Лядины, Малошуйка. Жемчужина архитектурного ансамбля в Неноксе

Троицкий храм (1727 г.). Это большое и сложное ярусное сооружение - единст-венное (из числа сохранившихся) с пятью шатрами в завершении. В нем, за счет уменьшения площади второго яруса центрального столпа и сдвинутости к внешне-му краю прирубных восьмериков, создан пространственный образ четырех отдель-ных одинаковых объемов вокруг большего пятого (как бы пять обособленных церк-вей) на общем основании. Таким образом осуществлен индивидуальный замысел уникального для деревянного зодчества шатрового храма, по общей композиции напоминающего кирпично-белокаменный храм Покрова на Рву в Москве.

Однако состояние Троицкой церкви крайне тяжелое. Она могла совсем рухнуть по-сле суровой зимы 1998 - 1999 годов, если бы не были оперативно проведены кон-сервационные работы силами "Архитектурно-реставрационного центра А.Попова". Другой архитектурный ансамбль, по взаиморасположению памятников аналогич-ный ненокскому, сохранился в селе Лядины Каргопольского района. Состояние шатровой колокольни (XVIII в.), отреставрированной в 1970-х годах, не вызывает опасений. Но положение обеих церквей очень тревожно. В Покровско-Власиевской церкви (1761 г.), которая представляет собой величественный двухэтажный во всех своих частях храм, типа восьмерик на четверике, завершенный высоким шатром, сгнили кровли. У Богоявленской церкви (1793 г.) уже грозит обрушением основной сруб, относящийся тоже к типу восьмерик на четверике, но в отличие от рядом стоящего храма завершенный не шатром, а плоской кровлей с пятиглавием. При этом оба храма обладают прекрасными в архитектурно-художественном отношении интерьерами, содержащими в трапезных пластично обработанные столбы и подшитые резными досками пристенные скамьи, а в собственно церков-ных помещениях - пирамидальные каркасные потолки с иконами - "небеса". Разной степенью аварийности характеризуются и одиночные памятники в Ар-хангельской области. Так, от высокой, стройной церкви (типа восьмерик от зем-ли с шатровым завершением) во имя Ильи Пророка, срубленной в 1622 г. в се-ле Задняя Дуброва Плесецкого района, остались только восьмерик и трапезная, пристроенная в XIX в. В последнюю антирелигиозную кампанию на рубеже 1950-х - 1960-х годов у церкви была сдернута глава с крестом и отпилен ал-тарь. Эти действия преследовали одну цель: добиться, чтобы здание даже не на-поминало храм. Обезглавленный шатер постепенно наклонялся и, наконец, рух-нул в середине 1980-х годов. На некоторый срок от полной гибели восьмерик церкви спасли реставраторы, устроившие над ним временную кровлю. Но с тех пор прошло уже почти пятнадцать лет, и срок службы временной кровли давно истек. По всей вероятности, осталось недолго ждать, когда исчезнут остатки еще одного деревянного храма. А ведь это памятник первой четверти XVII в.! Подобная же участь в скором времени ожидает церковь Рождества Богородицы (1745 г.) в селе Большая Шалга Каргопольского района. Сруб ее главной части, типа восьмерик на четверике с шатровым верхом, в интерьере был перекрыт пи-рамидальным каркасным потолком - "небом". Заполнявшие "небо" иконы уже вы-везены в Каргопольский музей. Кровли на храме фактически утрачены. Падение подгнившего в основании и сильно накренившегося шатра могут вызвать сильный ветер и обильный снегопад, то есть обычные для севера природные явления.

Чувство исчезающей красоты и беззащитности вызывает ныне церковь Сретения Господня (1655 г., начало XX в.) в селе Красная Ляга Каргопольского района. Бывший когда-то центром большого сельского прихода одинокий теперь храм своим силуэтом сочетается только с контурами деревьев окружающего леса - самого села нет. После переделок в начале XX в. храм приобрел несвойственные древнему сооружению большие окна, обшивку снаружи и внутри, изобилие на-кладной резьбы. Однако был сохранен основной признак его архитектурного ти-па: сруб восьмерика от земли с шатровым верхом и два симметричных прируба, алтарь и притвор, крытые бочками. Ныне все кровли прогнили, стекол в окнах нет, интерьер опустошен людьми и замусорен птицами. Сколько лет еще просто-ит памятник в таком состоянии, никто не знает.

В аналогичном положении находится и Никольская церковь (1687г., 1748г., 1912г.) в се-ле Зачачье Холмогорского района. Здание храма поражает своей монументальнос-тью. Оно, как и церковь в Красной Ляге, представляет собой восьмерик от земли с двумя одинаковыми прирубами. Но завершение высокого восьмерика имеет уни-кальную форму: это не шатер, а подобие граненой, сильно вытянутой вверх луковицы. Несмотря на относительную новизну существующих конструкций памятника, - все они были возобновлены в 1912г. полностью из нового материала - состояние кров-ли, очень давно (или даже никогда) не ремонтировавшейся, аварийное. Следователь-но, недолго ждать, когда и весь уникальный памятник перейдет в эту категорию.

Редкий по своей архитектурной форме храм Спасо-Преображения (1691г., 1717г.) еще стоит в селе Ижма Приморского района. Он представляет собой большой массивный куб, первоначально увенчанный тремя главами, но в начале XVIII в. получивший четырехскатную кровлю с пятиглавием. Алтарь объемно не выделен из кубической постройки. Снаружи в памятнике привлекает внимание декоративная обработка многочисленных окон, освещающих интерьер собственно церкви и трех алтарей, главного и двух придельных. Окна расположены "в два света" (то есть в два яруса). Внизу с восточной, алтарной, стороны они сгруппированы по три: одно "красное" (с косяками) и симметрично по сторонам от него - два волоковых. Поражает, что общий декоративный мотив верхнего косяка - пологая уступчатая стрельчатая арка - у каждого алтарного окна имеет свою вариацию. К сожалению, приходится констатировать, что храм на грани гибели. У него уже давно разрушилась тесовая паперть, примыкавшая к срубу с запада. Сгнило тесовое покрытие, и кровля мало защищает сруб и внутренние конструкции от дождя и снега. Интерьер с фигурными столбами опустошен и искажен поздними перегородками, сделанными в период использования храма под склад. Постепенно разрушаются деревянные памятники и на Вологодчине. Храм во имя Ильи Пророка, редкой разновидности ярусного типа, с 1755 г. возвышался на Цыпинском погосте под Ферапонтовым монастырем. В его архитектуре ясно выражалась идея равномерного нарастания по вертикали восьмигранных объемов. Первоначально сруб храма был пятиярусный, но выглядел даже шестиярусным, благодаря трехсторонней галереи из бруса на консольных выпусках нижнего восьмерика. В интерьере башня оставалась открытой до самого верха. Вскоре после пост-ройки храма высокое первоначальное крыльцо было заменено уникальным вхо-дом, расположенным под галереей на уровне земли. (Позднее этот тип входа был усовершенствован в башенных ярусных храмах конца XVIII в., в том числе в сгорев-шей церкви в селе Васильевском (Мижурках). В XIX в. для входа в Ильинский храм был сооружен бревенчатый притвор с новой широкой лестницей. При обшивке сруба второй сверху восьмерик скрылся под имитацией купола. В 1960-х годах у церкви ветром сорвало обветшавшую главу и разрушило верхний восьмерик. К на-чалу 1990-х годов уже реставраторами были разобраны второй и третий верхние восьмерики и большая часть четвертого, а над оставшейся частью сруба сделана временная кровля. В интерьере снят пол и установлены леса. Два года назад частично обновлено покрытие, удалена наружная обшивка, вырублен чрезмерно разросшийся кустарник. Но состояние остающейся части памятника по-прежнему аварийное: сруб все больше наклоняется в северную сторону.

Ильинская церковь (1690 г.) в городе Белозерске - трехъярусное сооружение в ви-де двух широких четвериков и восьмерика, несущих барабан с массивной главой, обладающее пятигранным алтарем с востока и большой трапезной - с запада. В 1960-х годах храм был фрагментарно реставрирован по проекту Б.В.Гнедовского, однако уже обветшавший сруб остался нетронутым. Одна из причин отказа от реставрации сруба была связана с отделкой интерьера. В церкви сохранились сюжетные росписи потолка, орнаментальные - портала и других мест. За прошедшие десятилетия состояние сруба не могло улучшиться. К тому же вследствие городского "благоустройства" был нарушен дренаж территории памятника, и теперь земля вокруг него зыбкая, будто на болоте. Как в такой серьезной ситуации спас-ти памятник, похоже, никто серьезно не думает.

(1702 гг.) в селе Мамино и Богоявления (1733 г.) в селе Палтога Вытегорского района, а также и другие. В числе архитектурно ценных, но близких к разруше-нию деревянных памятников есть почти неизвестные. Например, в Тверской области это Казанская церковь (1709 г.) в селе Сурушино Кувшиновского района, в Костромской области - Ефремиевская церковь (1757г.) в селе Ефремий Ширь Кологривского района. Мало известна и Никольская церковь в селе Ковда Кандалакшского района Мурман-ской области, в 1960-х годах чуть не разобранная на дрова после закрытия. Памят-ник состоит из разновременных частей. Собственно церковь и алтарь построены в 1597 г., трапезная, вероятно, в 1750 г., притвор - в XIX в. Церковь типологически близка Георгиевскому храму в селе Юксовичи и подобным ему. В памятнике сохрани-лось много древних и интересных деталей и конструкций: крепление пола деревянны-ми "гвоздями", маленькое косящатое окно второго света - в церкви; двускатный по-толок из круглых бревен, фигурные столбы - опоры потолочных балок, - в трапез-ной. С юго-западной стороны от церкви стояла шестигранная колокольня (1705г.). Много лет остававшийся без необходимого ухода храм сильно обветшал. Колоколь-ня же не может считаться памятником архитектуры после псевдореставрации 1993 - 1994 годов, когда были безвозвратно искажены ее подлинные конструкции.

Сайт управляется системой uCoz