Благодаря насиойчивости специалистов Главного управления охраны памятников г.Москвы скромный с виду двухэтажный деревянный особняк в одном из переулков Арбата в самом конце XX столетия приобрел заслуженный статус памятника архитектуры. Но это было началом и напряженной организационной и научно-методической работы.

Интуиция, заставившая меня обратить внимание на этот, как впоследствии оказалось, маленький шедевр архитектуры и искусства, и приложить мак-симум усилий для начала исследовательских и реставрационных работ, не подвела. Ожидание какого-то сюрприза оправдалось.

Росписи, обнаруженные под поздней обшивкой, явились большой неожиданностью и для заказчика - В/О "Зарубежгеология", арендовавшего здание с 1970-х годов.

Особняк в Калошином пер., 12 был построен архитектором М.О.Лопыревским для себя (в 1850-х гг.). Михаил Осипович был, по слухам, побочным сыном князя Голицына. Работал на строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле, преподавал в 1833-42 гг. в Земледельческом училище. В 1836-37 гг. состоял в Комитете по построению храма Христа Спасителя.

Продуманная планировка небольшого дома снаружи, но довольно просторного внутри, подтверждает высказывание зодчего о том, что "здание составляется не фасадою, но планом, от которого зависят фасада и разрез". Открытия в процессе натурных исследований сделали объект более интересным и оригинальным. Вместо предполагаемых двухсветного зала и холла обнаружились первоначальные перекрытия между 1-м и 2-м этажами, что изменило планы этажей и дало дополнительные площади. Во вновь появившихся площадях 2-го этажа при разборке выявился световой фонарь потолка. При раскрытии породного входа представилось возможность детально обследовать и выполнить чертежи входной лестницы. Но самым ошеломляющим было открытие за поздней обшивкой уникальных деревянных панно с росписью на потолке, балках-перекрытиях, дверях и косяках. Найдены и обои, выполненные, видимо, по эскизам Лопыревского, представляющие художественную ценность (более 30 марок).

Условия охранного обязательства и плановое задание ГУОП определяли программу исследований и проектирования по памятнику архитектуры. После одобрения проекта Научно-методическим советом ГУОП г.Москвы начались реставрационные работы.

Определенную сложность представляли работы по укреплению фундаментов, реставрации сруба, реставрации живописи, восстановлению лепного декора. ГУОП г.Москвы, осуществляя систематический контроль за реставрацией и найдя после долгих разговоров о необходимости выполнения комплексной реставрации (включая живопись), а не локальных работ, общий язык с заказчиком, и выступая в роли арбитра в разногласиях подрядной организации, проектировщика и арендатора, добилась выполнения работ в полном объеме с реставрацией уникальных темперных росписей по дереву в стиле арабесок.

В процессе работ по реставрации живописи на дереве были удалены многослойные покраски, потемневший лак, гвозди, войлок и дранка с тыльной стороны, остатки штукатурки, выпрямлена деревянная основа, заделаны трещины и выбоины, восполнены утраты древесины, на некоторых участках врезаны вставки. Всего было расчищено 1230 фрагментов и дверь с расписными полотнами. Вначале, по разработанной технологии, были выполнены образцы для утверждения комиссией из специалистов-реставраторов. Этому предшествовала кропотливая подготовительная работа по калькированию живописи с прорисовкой контуров, разработке эскиза для восстановления сильно разрушенной темперной живопи-си со сложным орнаментом, исполнению картона в натуральную величину, ис-полнения копий с оставшихся и хорошо сохранившихся фрагментов живописи с целью изучения письма и техники живописи, приближенной к автору и др. К настоящему времени - реставрация в стадии завершения. Раздел реставрации живописи принят с отличной оценкой.

В случае своевременного выполнения всех дополнительных работ по объекту Дом Лопыревского во всей своей красе предстанет ко Дню города, а затем на Конкурс Правительства Москвы по итогам 2001 года. , ,

Сайт управляется системой uCoz