Существующие старейшие памятники -реальное доказательство возможности сохранения деревянных сооружений в течение веков под открытым небом. Необходимое условие для этого - соответствующее внимание и забота людей. С горечью приходится признать, что в XX в. подавляющее большинство деревянных памятников было забыто, заброшено, лишено самого малого ухода.

В 1942 г., в один из самых тяжелых периодов Великой отечественной войны в свет вышла книга архитекторов С.Я.Забелло (1898 - 1948), П.Н. Максимова (1903 - 1972) и искусствоведа В.Н.Иванова (1905 - 1985) "Русское деревянное зодчество*. Большого, альбомного формата, богато иллюстрированная прекрасного качества фотографиями, она сразу стала основным справочным пособием для всех, кто видит и чувствует красоту старинных деревянных храмов, изб, хозяйственных построек. Монография создавалась в значительной степени как свод существовавших перед войной памятников. Но уже к концу жизни последнего из авторов, В.Н.Иванова, она стала и сводом утраченных произведений архитектуры. Теперь из 90 храмов, часовен и колоколен, помещенных в книгу, в реальности осталось только 56. Еже-годно один - два памятника сгорают дотла или окончательно разрушаются. Как показывает пример уже пропавших памятников, непосредственные причины их гибели - пожары, действие дереворазрушающих грибов и насекомых. С давних времен огонь - самый страшный враг для дерева. Летописи полны записями о московских пожарах, нередко уничтожавших почти весь город. Стихийную причину - огонь грозовой молнии - усугубляет человеческая беспечность: плохо затушенная лампада или свечо - в прошлом, не загашенный окурок - в наши дни приводили и приводят к сгоранию деревянных храмов. Так, в Архангельской области летом 1997г. огнем уничтожен замечательный архитектурный ансамбль XVII - XIX вв. в селе Верхняя Мудьюга (или Верховье) Онежского района Архангельской области. Почти сразу после произведенных консервационных работ Входоие-русалимская (XVII в.) и Тихвинская (XIX в.) церкви вместе с колокольней (XVIII в.) в грозу в течение двух часов исчезли одна за другой. Еще раньше, в 1986 г., сгорели два храма в селе Нижмозере, Никольский (1661 г.) и Климентовский (XIX в.). В Вологодской области в конце 1950-х годов сгорела двадцатичетырехглавая По-кровская церковь (1709 г.) в селе Анхимово, предшественница знаменитого двадцатидвуглавого Преображенского храма в Кижах. Яркий пример человеческого безразличия к красоте деревянных памятников,1 так же как и нередкой бессмысленности поступков - пожар церкви Рождества Богородицы в селе Васильевском (Мижурках): в середине 1980-х годов монументальный ярусный храм с уникальным резным и расписным порталом сгорел от "шалости" подростков, вздумавших развести костер в интерьере.

В Тобольске Тюменской области в конце 1980-х годов сгорело здание драматического театра. Оно было сооружено в 1899 г. под "народный дом" - культурно-просветительный центр для демократической части горожан. Удачно достроен-ный в 1950-х годах, тобольский театр позднее оставался единственным примером архитектуры народных домов, которые на рубеже XIX - XX веков строились во многих городах России.

Совсем недавно, в 2000 г., случился пожар в музее под открытым небом у стен Ново-иерусалимского монастыря под Москвой - сильно пострадала церковь Богоявления (1673 г.), перевезенная из села Семеновское Пушкинского района в 1970-х годах. Второй разрушительный фактор - гниение дерева, то есть его заражение дереворазрушающими грибами. Дерево загнивает в тех местах конструкции зданий, где не просыхает постоянно попадающая туда атмосферная влага (дождь, снег и т.п.). Это соприкасающиеся с землей нижние венцы срубов, а также верхние, когда протекает обветшавшая кровля; это само деревянное покрытие (доски, ле-мех, дрань и др.); это бревна под окнами и некоторые другие элементы конструкции. Если вовремя не заменить пораженные участки, не устранить образовавшиеся дефекты, процесс разрушения ускоряется, что, в конце концов, приводит к различным видам обрушения памятников.

В период 1970-х - 1990-х годов в Архангельской области рухнули: Ильинская церковь(1786 г.) в селе Вазенцы Онежского района, Никольская (1727 г.) в селе Ратанаволок Холмогорского района и еще многие другие. В Вологодской области разрушились Тихвинская церковь (вторая половина XIX в.) в селе Самино Вытегорского района и намечавшаяся к перевозке в областной музей под открытым небом Георгиевская церковь (1700г.) в селе Поча Тарногского района.

Среди развалившихся памятников других регионов России такие монументаль-ные сооружения, как: ярусная Ильинская церковь с колокольней (1773 г.) в селе Ильинском Краснобаковского района Нижегородской области, ярусная церковь Рождества Богородицы (1786 г.) в селе Дрюцково Бежецкого района Тверской области, а также Богословская церковь (вторая половина XIX в.) в селе Присыпкино Гавриловского района Тамбовской области - многочастная, с высокой колокольней, щедро украшенная декоративной резьбой по обшивке. В эти же годы вследствие обрушения несущих конструкций фактически не стало многих деревянных памятников и в Подмосковье. В их числе: церковь Обновления храма Вос-кресения (конец XVII - XVIII вв.) в селе Фряново, церковь Всех святых (Никольская) (1670 г.) в селе Душоново (обе Щелковского района). Вопиющий случай произошел с Благовещенской церковью (1684 г.) в одноименном селе под Сергиевым Посадом. Памятник был разобран в процессе реставрации, но спустя двадцать лет на месте, где он стоял, можно увидеть только высокую траву и кусты. А храм этот датировался XVII в.

В совершенно беззащитном положении оказались бытовые постройки, как в се-лах, так и в городах. В 1970-х годах в северных деревнях еще можно было увидеть образцы высокохудожественного плотничного мастерства конца XIX - начала XX веков: массивные избы, аккуратные амбары, причудливо вытесанные детали построек. Все это было, например, в большой деревне Керга, существовавшей в вер-ховьях реки Пинеги в Архангельской области. Ее жителей власти вынудили переселиться в "перспективный населенный пункт" (по тогдашней терминологии), где размещалась центральная усадьба совхоза. Вместе с людьми "уехали" их дома и дру-гие постройки - и от старинного селения остались только "дворовые места". Тогда же еще можно было встретить по существу древние жилища. Они освещались волоковыми окнами - маленькими, задвигавшимися ("заволакивавшимися") доской-ставней; их обогревали черные печи, дым от которых попадал не в обычную трубу, а в помещение, откуда через приставленный к стене под потолком "дымник" - осиновый обрубок с выдолбленной сердцевиной - выходил наружу. Именно из таких домов состояли, так называемые, сезонные деревни Улеша и Хорнемская, располагавшиеся: первая на лесной речке в бассейне Выи, притоке Пинеги, а вторая на самой Пинеге. Около этих деревень крестьяне основных селений Усть-Выи и Хорнемы заготавливали сено и туда же переправляли свой скот на свободный выпас, потому что рядом с их селениями места для выгонов не было. Впервые попавший в сезонную деревню Улеша горожанин ощущал себя путешественником во времени: казалось, что из XX столетия он перенесся в XVII век - так похожи были эти свободно расставленные строения на те, что изображены в Альбоме Мейерберга - австрийского дипломата, побывавшего в России при царе Алексее Михайловиче. Обеих деревень теперь нет. Только три избушки и столько же амбарчиков перевезены из Хорнемской в музей под открытым небом "Малые' Корелы" под Архангельском.

На приречной луговине, окруженной густым лесом, таинственно выглядела уже полуразвалившаяся к 1971 г. лесная часовня на берегу реки Выи. К этой часовне, удаленной больше чем на десять километров от ближайших деревень, в определенные дни собиралась масса крестьян с их скотиной, которую поили и окропляли водой из вытекавшего рядом источника.

Именно за три последних десятилетия уничтожена (или пребывает в процессе уничтожения) массовая деревянная застройка в старинных русских городах Архангельске, Вологде, Нижнем Новгороде и других. В российской столице бес следно исчезли последние кварталы деревянных домов в Сокольниках, Марьи-ной Роще, не говоря о деревнях, вошедших в границы Большой Москвы. Нет сомнений и в обреченности уникальной деревянной архитектуры сибирских городов, в частности, Тобольска и Иркутска - исключение там составят только отдельные здания, превращенные в музеи.

Сайт управляется системой uCoz